Народный танец
Постепенно, отходя от обрядовых действий, народные танцы наполнялись новым содержанием, выражавшим новые особенности быта. Народы, занимавшиеся охотой, животноводством, обобщали в танце наблюдения над животным миром. Образно и выразительно передавались характер и повадки зверей, птиц, домашних животных: танец бизона у североамериканских индейцев, индонезийцев - пенчак (тигр), якутский танец медведя, памирский - орла, китайский, индийский - павлина, финский - бычка, русские танцы журавль, гусачок, норвежский - петушиный бой. |
![]() |
У народов, занимавшихся земледелием, возникали танцы на темы сельского труда [латвийский - танец жнецов, белорусский - лянок, молдавский - поама (виноград), узбекский - шелкопряд, пахта (хлопок), гуцульский—дровосеков и др.]. С появлением ремесленного и фабричного труда возникали новые народные танцы: эстонский - сапожников, украинский - бондарей, немецкий - стеклодувов, карельский - «так ткут сукно» и др. В народном танце часто отражены воинский дух, доблесть, героизм, воспроизводятся сцены боя («пиррические» пляски древних греков, сочетавшие танцевальное искусство с фехтовальными приёмами, грузинский - хоруми, берикаоба, шотландский - с мечами, казачьи пляски и др.). Большое место в танцевальном творчестве занимает тема любви. У первобытных народов танец нередко имел откровенно эротический характер, в процессе эволюции появились танцы, выражавшие благородство чувств, почтительное отношение к женщине (грузинский - картули, русский - байновская кадриль, польский—мазур и др.).
Народный танец - результат коллективного творчества. Переходя от исполнителя к исполнителю, из поколения в поколение, из одной местности в другую, он обогащается, достигая в ряде случаев высокого художественного уровня, виртуозной техники. У каждого народа сложились свои танцевальные традиции, пластич. язык, особая координация движений, приёмы соотношения движения с музыкой. У одних народов акцент движения совпадает с сильной долей такта, у других (например, у венгров) - падает на слабую (синкопированное движение); у одних построение танцевальной фразы синхронно музыкальной, у других (например, у болгар) - несинхронно; при 8-тактовой музыкальной фразе танцевальная фраза может строиться на 7 или 6 тактах. Танцы народов Западной Европы основываются на движении ног (руки и корпус как бы им аккомпанируют), в танцах же народов Средней Азии и др. стран Востока основное значение уделяется движению рук и корпуса. В народном танце главенствует ритмическое начало, которое подчёркивается танцовщиком (притоптывания, хлопки, звон колец, бубенчиков, прикреплённых к ногам, и др.). Многие танцы исполняются под аккомпанемент народных инструментов, которые танцовщики держат в руках (кастаньеты, тамбурин, барабан, дойра, гармошка, балалайка и др.). Некоторые танцы исполняются с бытовыми аксессуарами (платки, шляпы, блюда, пиалы, чаши, блюдца и др.). Большое влияние на характер исполнения оказывает костюм: так, плавности хода русских и грузинских танцовщиц помогает длинное платье, прикрывающее ступни ног; характерное движение - отбивка по голенищу в русском и венгерском танце - обусловливается наличием жёстких сапог, и др.
Развитие народного танца в СССР его расцвет и популярность способствовали возникновению новой сценической формы - ансамблей народного танца. Так, в 1937 был создан Ансамбль народного танца СССР, утвердивший в профессиональной хореографии сценический народный танец. Этот танец отличается от утвердившегося на профессиональной сцене с начала 19 века характерного танца (характерный танец унифицирует национальный стиль, подчиняет его условному балетному танцу). В республиках Сов. Союза созданы профессиональные ансамбли народного танца и ансамбли песни и пляски.
На основе опыта Сов. Союза возникают любительские народные и профессиональные ансамбли и коллективы народного сценического танца в странах Европы, Америки, Азии, Африки, Австралии (см. Танец, Бальный танец).